Запчасти для японских
и европейских автомобилей

Утилизационный сбор

23 октября 2012

Прошел месяц с момента вступления в силу постановления правительства РФ о правилах утилизационного сбора для всех категорий колесных транспортных средств. Самое время детально разобраться в ключевых особенностях нововведения.

В чем смысл?
 Сбор распространяется на все новые и поддержанные автомобили: легковые, грузовые и коммерческие. Он касается как произведенных на территории России, так и ввозимых из-за границы транспортных средств.
 Как отмечают эксперты, введение утилизационного сбора напрямую связано со вступлением России в ВТО и направлено на поддержку отечественного автопрома. Связь проста: при вступлении в ВТО были значительно снижены таможенные пошлины на ввоз иномарок, что сделало покупку «зарубежных» автомобилей достаточно выгодной для россиян. Благодаря утилизационному сбору низкие цены на иностранные машины стали очередной недостижимой мечтой. Более того, сбор на некоторые автомобили равен сумме, требуемой на покупку нового авто из отечественного автопрома.

Кто и сколько платит?
 Утилизационный сбор обязаны будут платить производители или компании-импортеры, а также физические лица, самостоятельно ввозящие иномарки. Физические лица будут оплачивать сбор на таможне при ввозе машины или позже в любом российском банке. Что касается юридических лиц, они будут платить сбор вместе с пошлиной при ввозе автомобилей. Чиновники утверждают, что нагрузка по утилизации на покупателей не ляжет, за исключением случаев ввоза «единичных транспортных средств». Деньги на оплату утилизационного сбора должны будут искать производители и импортеры. В итоге, расходы на утилизацию будут заложены ими в стоимость транспортных средств, что как раз отразится на кошельках потребителей.
 Сумма утилизационного сбора зависит от нескольких составляющих. Есть базовая ставка: 20 тыс. р. для легковых автомобилей, 150 тыс. р. для грузовых, грузопассажирских, коммерческих машин и автобусов. Есть также повышающие коэффициенты, от которых будет зависеть конечная сумма сбора (по формуле сбор = базовая ставка * коэффициент). Коэффициент определяется исходя из новизны (новое ли транспортное средство или с момента его производства прошло более 3 лет), массы (для грузовых и грузопассажирских авто), длины (для автобусов). К примеру, коэффициентом для нового грузовика массой от 5 до 8 тонн станет 1,34, а для грузовика такой же массы возрастом более 3 лет, -  4,49. Умножайте сами.

Исключения
 Российские производители смогут избежать уплаты утилизационного сбора. Для этого им достаточно гарантировать «безопасную утилизацию» произведенных транспортных средств. Требования: регистрация компании на территории РФ, наличие пунктов приема автомобилей в каждом субъекте РФ, расходы на транспортировку и утилизацию транспортных средств. В этом случае компания направляет гарантию утилизации в МВД. Решение о том, может ли компании предоставлять такую возможность, будет принимать Минпромторг.
 Освобождены от уплаты утилизационного сбора также автомобили, ввозимые в качестве личного имущества беженцами или вынужденными переселенцами. Также ввозимые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями, их сотрудниками и членами семей. Раритетные авто, старше 30 лет,  которые прибыли с территории государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, также не нуждаются в уплате сбора. Утилизационный сбор не уплачивается при ввозе из Республики Беларусь или Республики Казахстан машин, имеющих статус товаров Таможенного союза – то есть если автомобили были произведены на территории этих стран или ввезены с уплатой всех установленных в этих странах пошлин.

А если не платить?
 Сведения об уплате утилизационного сбора или о принятии организацией-изготовителем обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами» должны обязательно заноситься в паспорт транспортного средства (ПТС). Если это условие не соблюдено, автомобиль не будет поставлен на учет. Также ГИБДД может отказать в регистрации в том случае, в ПТС присутствует отметка от пообещавшей организовать утилизацию своей продукции организации, исключенной из реестра Минпромторга.
 Данные требования не распространяются на автомобили, ПТС которых выданы до 1 сентября 2012 года.

Что с с/х техникой?

По данным «Российской газеты», сейчас в нижней палате российского парламента находится на рассмотрении аналогичный законопроект по сельскохозяйственной технике. По прогнозам, этот налог может быть введен уже весной следующего года. По предварительным данным, утилизационный сбор коснется импортной сельскохозяйственной, строительной, дорожной техники а также оборудования для лесопромышленного комплекса. Ожидается, что базовая ставка будет определена в районе 30 тыс. рублей для сельхозмашин, 35 тысяч для другой техники. По прогнозам, сбор за новые комбайны, трактора, посевные комплексы будет в пределах 60-450 тыс. рублей, за лесопромышленные машины – 80-525 тысяч.