Запчасти для японских
и европейских автомобилей

ГИБДД отчиталась о трупах

15 ноября 2012

В России за 10 месяцев 2012 года в автокатастрофах более 23 тысяч человек погибли и 216 тысяч получили увечья. На разбитых дорогах гибнет в три раза больше людей, чем по вине пьяных водителей. Автоматические камеры фиксируют все больше нарушений, но нарушителей от этого меньше не становится. Эксперты и ГИБДД соглашаются, что ужесточение штрафов, пока единственный ответ властей на рост аварийности, лишь кратковременная и малоэффективная мера.


ГИБДД России опубликовала официальную статистику аварийности за январь – октябрь 2012 года. За десять месяцев в России случилось 170 091 ДТП с пострадавшими. Это на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В автокатастрофах погибли 23 173 человека (рост на 1,2%), а увечья различной степени тяжести получили 216 384 человека.

Накануне в ГИБДД России рапортовали, что благодаря системам автоматической фиксации нарушений ПДД в этом году инспекторы выписали 17 млн штрафов. Но вот только автокатастроф по вине водителей, нарушающих скоростной режим, выезжающих на встречку, проезжающих светофор на «красный», стало больше: они совершили 148 986 ДТП. Жертвами лихачей за январь – октябрь стали 20 090 человек, ранения получили 197 444 человек. Может быть, причина кроется в том, что камеры фиксации нарушений в России зачастую не сопровождаются предупредительными дорожными знаками (законодательно это никак не регламентировано). Таким образом, вероятно, основная задача этих камер не предупредить нарушения, а собрать с водителей штрафы.


Придумывать законодательные новеллы депутатов и чиновников вдохновил целый ряд громких ДТП с участием нетрезвых водителей. Действительно, таких аварий стало больше в этом году на 2,2% – 10 876. Однако число погибших снизилось на 7,7% – до 1704 человек. Ранения в «пьяных» ДТП получили 15 853 человека (рост на 1,8%). Здесь стоит подчеркнуть, что все эти аварии не обязательно происходят по вине нетрезвого водителя: в статистике подчеркивается, что это просто ДТП с участием кого-то пьяного. К тому же в эту статистику попадают и те водители, в крови и выдыхаемом воздухе которых приборы зафиксировали мизерное количество алкоголя, равное статистической погрешности. Напомним, власти категорически отказываются возвращать допустимую норму алкоголя в крови, которая позволила бы отделить действительно пьяных водителей от трезвых. В ГИБДД России, в свою очередь, говорят, что в России идет последовательное снижение числа аварий с участием нетрезвых водителей – с 25% в 2000-х годах до 6,7% в настоящее время.

Еще одна причина, из-за которой в России гибнут люди, а ситуация толком не меняется, – это неудовлетворительное состояние улиц и дорог. Из-за разбитого дорожного полотна в этом году произошло 34 503 аварии с пострадавшими (рост на 3,2%), в которых 5666 человек погибли (рост на 5,9%) и 44 096 получили ранения (рост на 4,9%). Несмотря на то что из-за выбоин и ухабов в России гибнет в три раза больше людей, чем из-за «пьяных», в отношении халатных чиновников и подрядчиков, допускающих такое состояние дорог, никаких ужесточающих мер предпринимать не планируется.


Замглавы ГИБДД России генерал Владимир Кузин согласился, что в России есть проблема плохих дорог, однако это только сопутствующее условие при ДТП, а «пьянка» за рулем – умышленное правонарушение.


«Надзорная составляющая работает, претензии по несоблюдению нормативов и стандартов (при эксплуатации дорог. – «Газета.Ru») присутствуют, – заявил Кузин «Газете.Ru». – Предписания вносятся, привлекаются к ответственности должностные лица. Я бы не сказал, что это единичные эпизоды, но есть вопрос, насколько эти меры действенные».

Заметно меньше стало происходить аварий по вине пешеходов. С их участием за январь – октябрь произошло 22 580 ДТП (снижение на 7,2%), в которых 3862 человека погибли (снижение на 8,2%) и 19 829 получили увечья (снижение на 6,7%). Чтобы улучшить этот показатель, в ГИБДД накануне предложили обязать пешеходов носить светоотражающие стикеры.

Несмотря на широкую кампанию властей в виде популистских акций вроде «Внимание – дети» или «Безопасное колесо», растет число автокатастроф, в которых страдают несовершеннолетние. В этом году с их участием произошло 18 085 аварий (рост на 4,4%), в которых 822 ребенка погибли (рост на 1,6%) и 19 098 получили ранения (рост на 4,9%).

После скандальной реформы системы техосмотра в России, когда процедуру передали из ведения ГИБДД страховщикам, выросло число аварий из-за неисправных автомобилей (число таких ДТП всегда было невелико). За десять месяцев поломка в машине спровоцировала 878 ДТП (рост на 0,6%), из-за чего 258 человек погибли (рост на 35,8%), еще 1246 человек получили ранения (рост на 5,2%).


Генерал Кузин затруднился сходу объяснить рост аварийности в стране, но согласился, что это может быть связано с ростом автопарка.


«Очень сложно сказать, – сказал полицейский чиновник.– Статистика – это просто цифры, всего-навсего лишь количественные определения. Причины – это другое. Будем анализировать по итогам года».

Сейчас власти активно обсуждают ужесточение ответственности за нарушение ПДД для водителей. «Если учитывать, что предыдущие изменения (повышение штрафов. – «Газета.Ru») сыграли свою роль, то, наверное, и в этот раз повлияет», – рассуждает Кузин. В то же время он согласился, что ужесточение даст только временный эффект. «Это всегда так бывает, – продолжает Владимир Кузин. – Во-первых, привыкают водители; во-вторых, увеличивается их благосостояние. Раньше штраф в сто рублей был серьезной мерой. Сегодня это ничего не стоит. Поэтому, вполне вероятно, (ужесточение) носит временный характер».

Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов уверен, что большие штрафы на водителей-нарушителей серьезного влияния не оказывают. «В основном ужесточение по большому счету не останавливает никого, – заявил эксперт «Газете.Ru». – Это не повод ездить иначе и не совершать ДТП. Правильнее изменить подготовку водителей, ввести психологическое обследование еще на этапе обучения в автошколе. Важно также ввести систему психологической подготовки водителей».