Запчасти для японских
и европейских автомобилей

110 лет первому автомобилю Cadillac

17 октября 2012

17 октября 1902 года впервые был представлен Cadillac Model A

Главной датой для Cadillac является 22 августа. Как гласит легенда, именно в этот день предприниматель Уильям Мерфи и инженер Генри Лиланд создали компанию, ставшую изготовителем самых роскошных автомобилей Америки. А вот 17 октября публике был представлен Cadillac Model A. И тут стоит объяснить происхождение его названия. Как это часто бывает в истории в определенных местах, в одно и тоже время встречаются одни и те же люди, которые, собственно, эту историю и творят. А стоит начать с основателя Детройта – будущей столице американского автопрома. Его первым правителем был выходец из провинциальной деревушки Сэн-Николя де ла Грэв, что на юге Франции, заслуживший свой дворянский титул смелостью и умом Сир Антуан Ламэ маркиз де Лямот Кадийяк. В 1701 году город был сначала крепостью на берегу пролива, соединяющего два из Великих озер, и назывался соответственно Форт «дю детруа» – то есть, на протоке. Но в британской части Канады, которой он подчинялся, естественно преобладал английский язык, и разросшееся благодаря успешной торговле с индейцами поселение Detroit, стало произноситься по-современному.

Теперь стоит продвинуться на 200 лет вперед к основателям Cadillac. Мультимиллионер Мерфи с сотоварищами какое-то время назад вложились в «Детройтскую автомобильную компанию». К 1902 году её главный инженер Генри Форд (!) уже задумывался о собственном производстве, и инвесторам нужно было что-то решать с осиротевшим производством. За советом обратились к Генри Лиланду, зарекомендовавшему себя как расчетливого дельца и гениального инженера, пунктиком которого была точность изготовления деталей. Его не взяли воевать на стороне северян в гражданской войне, но он поработал на победу своего героя Линкольна создавая оружие в компаниях «Роббинз и Лоуренс», «Смит и Вессон» и, конечно, «Кольт». Как-то на своем производстве Лиланд изготовил несколько двигателей по заказу Рэнсома Эли Олдса, которые из-за качества исполнения были в полтора раз мощнее Олдсмобилевских. Это сотрудничество и зародило мысль создания собственной автомобильной компании. А тут в церкви к Лиланду подходит Мерфи за советом.

О выпуске новых машин они договорились быстро, загвоздка вышла с названием. Лиланд хотел увековечить Линкольна, а ирландец Мерфи был против его персоны, принесшей ирландской диаспоре много невзгод. «Неужели у Америки нет других героев, кроме Линкольна? Взять хотя бы Кэдилэка,» –фамилию французского дворянина, часто мелькавшее на праздновании прошедшего юбилея, Мёрфи произнес с характерным ирландским выговором. Северянин согласился.

Лиланд приказал снять со своего личного «Олдсмобиля» усовершенствованный двигатель собственного изготовления, и вместе с сыном Уилфредом привез его на несчастный завод. Мотор приладили к недоделанному автомобилю конструкции Генри Форда. Результат все поразил. Так появился первый Cadillac. Ну а над названием модели долго не мучались и взяли фордовкую Model A.

Эта первая машина не сильно отличалась от пионеров автомобилестроения убранством и внешностью, но превосходила их по техническому исполнению. «Качество было его Религией», - так отозвался о Генри Лиланде глава корпорации «Дженерал Моторс» Альфред Слоун. Его автомобили становились все совершение. На них применялись невероятные по тем временам новшества. За техникой не отставали и кузов с салоном. Названия машин сначала не отличались разнообразием – в них было слово Model и латинская буква. А после 1927 года наряду со сложными индексами и типами двигателей в названиях стали появляться будоражащие фантазию имена.

К 20 годам двадцатого века Cadillac стали самыми роскошными и самыми надежными автомобилями Америки. Именно эту марку выбирали президенты США всех поколений от Вудро Вильсона, ставшего хозяином Белого дома в 1912 году, до нынешнего Барака Обамы.

Фотографии